СамоучительНАУЧИТЬСЯ КАТАТЬСЯ НА РОЛИКАХ

Как научиться тормозить на роликах? Какие трюки можно освоить? С чего начинается слалом и фрискейт? Как прыгать? К чему стремиться?

На все эти вопросы наилучшим образом ответит видео о роликовых коньках. Обучение по видео - наиболее эффективный способ для самостоятельной работы в сравнении с более древним, чтением статей в интернете.

Почему?

   Тот факт, что видео может помочь в обучении, уже ни для кого не секрет, ведь до 80% информации мы воспринимаем именно в зрительной форме.
   Чем же может помочь видео конкретно при обучении катанию на роликах и слалому?
   Начну по-порядку, как оно обычно происходит в жизни. Для многих людей увлечение роликами начинается с того, что увидев катание, говорят себе «я тоже так хочу» и не важно, был это слалом, слайды или фильм о фрискейте.
   Со временем, с ростом мастерства, впечатление немного блекнет, а мотивация становится не такой сильной, но выступления мастеров всегда мотивируют на развитие, дают стимул к новым личным целям, в эти моменты всегда возникает желание пойти позаниматься, а не отсиживаться на диване. Если у вас вдруг пропало желание тренироваться, посмотрите немного подобные видео материалы, и оно вернется.
   И, поскольку, в нас всегда есть желание подражать прекрасному, то волей-неволей, катаясь сами, вы будете стремиться повторять движения авторитетов, что обязательно скажется на качестве катания.

   И небольшой бонус для профессионалов и инструкторов: на соревнованиях можно подсмотреть новые элементы и связки, модные подходы к катанию, направления развития.

Учебное видео

   С развитием технологий и доступности высококачественной техники появляется множество вполне достойных видеоматериалов с элементами, связками и даже дорожками. Они не всегда идеальны и их не следует слепо копировать, но для общего развития посмотреть стоит, всегда найдется что то полезное.
   Такого рода видео хорошо дополняет занятия с инструктором, прохождение обучающего курса. Оно поможет вспомнить пройденное на занятиях и через несколько часов и через несколько месяцев, хорошо дополняя конспект занятия.
   В давние времена, когда даже счастливчики не имели возможности заниматься в Роллершколе, учебное видео было редкостью и пользовалось спросом, большинство начинающих тогда черпали знания именно оттуда.
   Сейчас самообучением по видеоматериалам довольствуются энтузиасты, живущие далеко от очагов роллер-активности и любители покататься в одиночестве.

Съемка и просмотр собственного катания

   Используется во многих видах спорта и полезна для корректировки и понимания своих ошибок.
Превый этап – это привыкание видеть себя на экране, аналогично тому, как впервые услышав запись своего голоса, человек его не узнает, видео часто не соответствует представлениям человека.
   Просмотр и разбор видео – это подведение итогов тренировки или тренировочного цикла и дальнейшее планирование. Полезно это делать не только самостоятельно, но с инструктором, который может указать на нюансы.
   На первых порах полезно снимать тренировку целиком, оставив камеру на штативе или попросить поснимать партнера, что позволит посмотреть на себя со стороны в естественной среде обитания. Этот способ хорош для начинающих, не привыкших к камере, но имеет и недостатки: просмотр потом занимает массу времени, не тренирует привыкание к камере, зрителям и концентрации усилий в определенном интервале времени.
   Наиболее частая съемка нужна, пока идет процесс приведения в соответствие собственных ощущений с реальностью: попробовал что-то новое – снял - посмотрел, понял где нужно подправить – повторил. Так за несколько итераций подряд становится понятно, есть ли сдвиг и когда он достаточен.
   Как только принципиально правильное исполнение элемента, над которым работаешь, достигнуто и ты уходишь на накат, частоту съемки можно значительно снизить до одного-двух проездов за тренировку.
   Съемки спланированные и продуманные больше подходят для опытных спортсменов.
Именно такие съемки используются во многих видах спорта. При таком подходе составляется план съемки, в слаломе это может быть дорожка или ее часть, список элементов и связок. Общий план можно сформировать с помощью инструктора, а самостоятельно продумать мелкие детали. Чем проще план, тем быстрей наступает результат, особенно вначале, в дальнейшем план можно усложнять. Между сеансами съемки можно просматривать отснятое и вносить корректировки.
Это полезно тем, что обратная связь получается максимально быстро и объективно, пока свежи ощущения от движения и спортсмен помнит делал и как.
   Просмотр того, как эти ощущения соотносятся с реальностью отлично «вправляют мозг». Инструктор хорошо объясняет, что надо делать и как, обращает внимание на то, что нужно улучшать, показывает, говорит «попал/не попал», когда ученик пробует в статике воспроизвести новое движение. При этом объективную картинку со стороны не заменить никакими рассказами-показами. Особенно для тех, кто уверен, что делает все правильно, слова не помогают, а с картинкой не поспоришь.
   Даже просто просмотр свежей съемки без ковыряния в деталях, пока ощущения не забылись, помогает значительно: ставит в соответствие ощущения и результат (реальность), что особенно актуально на первый-второй год обучения. Съемки пары-тройки эпизодов вполне достаточно. Лучше это делать когда уже раскатались, но еще не устали.
   С ростом мастерсва съемка нужна будет реже и вы уже сами будете чувствовать, когда картинка необходима для контроли или анализа, а когда понятно что делать и что еще надо накатывать дальше. С опытом ощущения становятся правдивее - встают в соответствие с реальностью, калибруются. Тем не менее процесс калибровки не прекращается, а становится адреснее и реже.

   Для детального и вдумчивого анализа хорош метод «Меток», который был описан на форуме сноубордистов:
"Метки" это части тела спортсмена, они служат для внутреннего ориентира (ощущения) и катания в последствии без камеры но с гарантируем результатом т.е во время катания ты знаешь как будешь выглядеть на видеозаписи.

   "Метка" - это такая часть тела/одежды/экипировки, для которой верны утверждения:
- (1) "метка" хорошо просматривается на видео;
- (2) положение/движение "метки" четко связано с желаемым/нежелательным ("техничным"/ошибочным) положением/движением райдера;
- (3) положение/движение "метки" райдер может четко контролировать/оценивать во время движения (без видео), либо по собственным ощущениям, либо визуально.

   Условия (1) и (2) нужны для того, чтобы оценить на видео правильность исполнения технического элемента (четко вижу метку и ее положение на видео, положение метки правильное ==> значит, технический элемент был исполнен верно).
Такая сложная последовательность нужна потому что, чаще всего, затруднительно сразу, т.е. без анализа положение "меток", сказать, что элемент на видео исполнен верно.

   Условие (3) нужно, чтобы райдер мог во время движения (спуска) оценить, в правильном ли положении находится метка (вижу, что метка там, где надо ==> см. выше ==> значит, элемент сейчас исполняется верно).
   В этом случае такая сложная последовательность нужна потому, что, чаще всего, райдер не можем почувствовать/оценить правильность своего движения, но может четко оценить положение метки (например, ощущения, "довернут" ли таз в бэке, обманчивы, а вот ощущения, что внутренние поверхности бедер сомкнулись, вполне правдивы).

Пример.
Веревка на брюках в районе бедра может сигнализировать правильно ли исполняется стул смерти, если она не свешивается под прямым углом к бедру, значит положение неверное.

   Еще один из методов - сравнение своего катания с эталоном, что очень полезно и даже необходимо. Для этого хорошо иметь видео с набором элементов, которые вы отрабатываете, в исполнении «звезды» и периодически сравнивать со своим. Со временем картинка эталонного катания закрепится в памяти настолько, что смотреть его можно будет на ночь без камеры/компьютера в воображении (регулярно все-таки надо освежать просмотром видео между такими упражнениями). При просмотре себя эталонная будет крутиться в голове фоном одновременно. Пока не получается - запускайте два окошка (эталон и свое) или по очереди - как удобнее. Попеременно мысленно переноситесь на горку, вспоминаете ощущение, как ехали сами, а потом сливаетесь с движениями эталона и ловите ощущение как будто едете вы, а не он.

Видео, снятое внутренней камерой.

   Быть или казаться? – философский вопрос, на который многие психологи, в том числе спортивные, отвечают: «Если уметь очень точно представлять себя, свои движения, то и реальность не будет разочаровывать»

   Хорошо известен научный эксперимент, когда студенты-баскетболисты были разделены на три разные группы.
• Первая группа ежедневно посещала зал и тренировалась в выполнении штрафных бросков.
• Вторая сидела в комнате с закрытыми глазами и выполняла эти броски мысленно со 100%-й реализацией.
• Третья группа ничем не занималась.
По истечении 30 дней каждую группу проверили, насколько у них улучшились показатели по сравнению с теми, какие были месяц назад.
• Естественно, что группа, которая ничем не занималась, не улучшила своих показателей - напротив, мастерство выполнения штрафных бросков даже несколько снизилось.
• Группа, которая ежедневно по полчаса тренировалась в зале, улучшила процент реализации штрафных бросков на 24%.
• А группа, которая лишь мысленно реализовывала штрафные броски, улучшила свой показатель на 23%. Другими словами, эти ребята просто сидели и настроили себя, что они в этом показателе лучшие (ведь мысленно каждый из бросков был реализован) - И это было действительно так.
По материалам книг Ричарда Брука
Невероятные результаты, правда? И как бы нам всем хотелось вот так посидеть на диване, потом встать на ролики и сделать заветный трюк!
Но вместо этого чаще мы тренируемся, тратим много сил, в том числе и душевных, и из раза в раз делаем попытки не получая должной отдачи.


Еще одни эксперимент:
   Спортсменов-гимнастов, у которых не получались элементы, просили нарисовать. И в подтверждение гипотезы о том, что наше воображение может сыграть с нами злую шутку, рисовали спортсмены не идеальное выполнение, а именно такое, как делали они, воспроизводя на бумаге свои ошибки.

   Откуда же появляется то видение, которое у нас есть? Как получить новое, более качественное?
Ожидаемое является результатом Ваших мыслей о себе, которые возникают на основе информации, получаемой Вами. Эта информация доходит до Вас в общении.

Общение же идет на трех уровнях.

1. Внешняя информация - например то, что Вам сказали окружающие;
Окружающие могут сказать всякое, от подбадривающего «чего творит!» до уничижительного «ты то куда прешься?». С этим нужно уметь работать, отсекая ничем не подтверждаемые ярлыки от конструктивной критики.
2. Ваш собственный опыт - «факты»;
Собственный опыт тоже стоит фильтровать. Одно падение и даже серия падений – не повод ставить на себе крест, в роликах зачастую, падение – это успех, победа над страхами и стереотипами.
   Ваш внутренний диалог - т.е. Ваш разговор с самим собой.
Самое неизведанное, неизвестное и мало контролируемое в повседневной жизни. При том, что именно внутренний диалог может значительно повлиять на интерпретацию внешних сигналов.
Данный процесс аналогичен программированию компьютера, в котором сама аппаратура ничего не решает, поскольку без программного обеспечения - информации - компьютер не работоспособен.
   Таким образом, мы сами являемся нашим программным обеспечением.
   Так получается, что мы позволяем кому угодно, кого бы мы ни встретили, программировать наше сознание. С этой точки зрения логично очень осторожно относиться к любым программам извне, не подтвержденным сертификатами безопасности = не любое мнение мы принимаем за истину.
   Не всегда первое тестирование нового ПО успешно, это наш негативный опыт, и он только повод измениться к лучшему.
   И обычно мы не имеем понятия, как составить функциональную программу, а еще меньше - такую, которая могла бы мотивировать нас на преодоление всех барьеров к успеху.

   Иии это не совсем так… мы имеем понятие, благодаря особым личностям, которые не только сами пришли к аналогичным гипотезам, но и смогли сформулировать для нас несколько правил.

Метод Женика:
После вечерней тренировки едем домой. Желательно не слушать сложную музыку или попсу с навязчивыми мотивами. Дома легкий ужин, без чтения, телевидения и интернета, лечь спать. И перед сном мысленно повторить основные элементы тренировки. Главное – все элементы должны выполняться успешно. Напоминает тот эксперимент с баскетболистами, да? И результаты тоже впечатляют. Потому что наше сознание не делает различия между реальным опытом и тем, который мы ясно вообразили. Женик – один из самых быстро обучаемых людей во многих сферах жизни в том числе и потому, что тренировок у него получалось по-факту раза в два больше, чем у нас.

Наш ум буквально воспринимает все, что мы воображаем. Напишите сценарий к фильму, который посвящен эпизоду Вашей жизни, когда Вы предстаете в нем тем, кем бы Вам хотелось быть.

При создании новых убеждений и ожиданий действует следующее правило: чем ярче и детальнее отложившееся в памяти событие, тем глубже и сильнее след, который оно там оставляет.

Ваше внутреннее кино, тот фильм, сценарий которому вы следуете по жизни, и будет определять ваши успехи, поверьте в себя, а пример можно выбрать за просмотром видео звезд.

Вот и замкнулся круг, смотрите видео соревнований, представляйте себя чемпионами и снимайте побольше!

Все видео о роликах можно найти тут.